Новости
С 15 Сентября 2024г, всвязи с инфляцией, увеличивается стоимость программ "ОПОРА_Х" и "ОПОРА_Ригель".
Увеличение цен - около 15%, предыдущее увеличение было 01.11.2022г (почти 2 года назад).
Данное увеличение не касается новых Пользователей, для которых прежние цены были зафиксированы в Коммерческих предложениях.
Новая стоимость программы "ОПОРА_Ригель" равна 55 тысяч рублей (программа передаётся на ВСЕ рабочие места программы ОПОРА_Х, срок сопровождения программы "ОПОРА_Ригель" не ограничивается...).
Новые цены на программу "ОПОРА_Х" смотрите в разделе "Прайс-лист".
Вкратце:
Стоимость основного (базового) рабочего места ОПОРА_Х для новых пользователей увеличена до 104 тысяч рублей.
Стоимость одного дополнительного рабочего места:
* 10 000 рублей - при покупке от 1 до 3 доп. рабочих мест;
* 9 000 рублей - при покупке от 4 до 8 доп. рабочих мест;
* 8 000 рублей - при покупке более 8 доп. рабочих мест;
Версия 7.27.04 (Выпуск от 24.02.2024г)
Добавлено:
-
Ранее алгоритм расчёта на тяжёлые карьерные нагрузки АБ был реализован только для двухосных автомобилей БелАЗ. Алгоритм переработан, и сейчас «по правилам для нагрузок АБ» можно рассчитать любые многоосные тяжёлые нагрузки.
Карьерные нагрузки от автомобилей с произвольным числом осей можно внести в базу данных программы ОПОРА_Х с помощью бесплатной вспомогательной программы «ОПОРА_Нагр», вместо «поставляемых» нагрузок АБ, с номерами от 7 до 13…
Исправлено:
-
При проверке несущей способности свай в деформируемых полускальных грунтах
(с Е<50 Мпа) на сейсмику, результаты первого расчёта отличались от результатов повторных расчётов (если силы трения сваи о скалу вычислялись по Приложению Д СП 24.13330.2016). Ошибка исправлена. - При нулевых горизонтальных силах программа могла вычислять отрицательные удерживающие силы и моменты при проверках фундаментов на сдвиг и опрокидывание, в результате чего эти проверки не выполнялись. Ошибка исправлена.
- Исправлены несоответствия в особо тяжёлой нагрузке АБ: неправильно отображался выбранный ранее вид нагрузки АБ; в базе данных тяжёлых нагрузок исправлены нагрузки на задние оси для АБ-51, АБ-74 и АБ-151.
Версия 7.27.03 (Выпуск от 23.12.2023г)
Добавлено:
- Добавлен расчёт на сейсмику 10 (и более) баллов – в соответствии с СП 268.1325800 «Транспортные сооружения в сейсмических районах». Ранее программа экстраполировала значение коэфф. «А» из СП 14.13330.2011 в область за 9 баллов, из-за чего для 10 баллов коэфф. «А» получался равен 0.6, а не 0.8, как появилось в СП 268.1325800.
Исправлено:
-
Внесены исправления в расчёт несущей способности полых металлических свай.
В расчёт («в запас»), вместо площади сечения сваи брутто (по внешнему диаметру трубы, передавалась площадь сечения стенок трубы (нетто). Ошибка исправлена.
Изменён критерий учёта заполнения трубы бетоном: сейчас даже при заполнении трубы бетоном, несущая способность сваи считается по площади сечения брутто, только если высота грунтового ядра меньше d/4, где d – диаметр трубы (ранее так рассчитывались все заполняемые бетоном трубы). -
Из-за прекращения обслуживания электронной почты на домене @ngs.ru, пришлось переходить на новый E-mail адрес: oporax@yandex.ru
В программу внесены изменения для отображения моего нового адреса E-mail. - По просьбе проектировщиков гидротехнических сооружений, восстановлена «Настройка для Нагрузок» «Учитывать вес воды на уступах фундамента?» (используется при расчёте гравитационных дамб и плотин…).
С 12 Октября 2023г Новосибирский городской сайт NGS.RU прекратил поддержку сервиса электронной почты.
Поэтому мой "основной" адрес электронной почты sedlec@ngs.ru становится недоступным.
Основным становится мой почтовый ящик, зарегистрированный на Яндекс.Почте: oporax@yandex.ru
Резервным остаётся адрес: sedlec@mail.ru
В ближайшее время новый адрес E-mail будет отображаться и на сайте, и в "заставке" программ ОПОРА_Х и ОПОРА_Ригель...
Версия 7.27.02 (Выпуск от 01.08.2023г)
Добавлено:
1. Сваи из металлических труб сейчас считаются по пп. 7.2.17 – 7.2.20 СП 24.13330.2021 «Свайные фундаменты». Но чтобы коэффициенты трения металлических свай по грунту брались из п. 7.2.20 СП 24.13330.2021 (для глин – 0.43, для супесей – 0.47, для песков – 0.52), должна быть выбрана «Настройка для Проверок» «КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СВАЙ: Коэфф. трения о грунты - по п.7.2.20 СП 24.13330.2021 ?». Иначе, как было раньше, Коэффициенты для сил трения брались по Таблице 7.4 СП 24.13330 (в зависимости от технологии сооружения свай), и умножались на коэфф. 0.8 (по письму ЦНИИС № 531119/432 от 03.08.1989г), если выбрана соответствующая настройка. Для металлических свай с открытым нижним концом в п.7.2.20 введён коэффициент 0.5 к R грунта под грунтовой пробкой. Чтобы учесть этот коэффициент, нужно включить «Настройку для Проверок» для металлических свай «Коэфф. 0.5 к R под грунтовой пробкой …» (по умолчанию, эта настройка включена).
2. Добавлена «Настройка для проверок»: «Вычислять трение сваи о скальный грунт по Приложению "Д" СП 24.13330.2021 ?». До ввода «Изменений 1…» силы трения в скале не регламентировались СНиП, поэтому использовалась формула из руководства по расчёту свай-столбов ЦНИИС: Rтр = 0.015*Roc, что меньше значений по Приложению «Д» СП 24.13330.2011 примерно в 6 раз…
Но при расчёте несущей способности свай-столбов оставлены формулы ЦНИИС: силы трения равны 0.015*R для гладкой части столба, и 0.06*R – для гофрированной части сваи-столба (R – предел прочности скалы, или цементного раствора заполнения скважины)… По умолчанию, «Настройка» включена.
Исправлено:
1. При проверке на морозное пучение исправлено вычисление удерживающих сил (ранее, после версии 7.22.07, они вычислялись и на глубине промерзания…).
2. Поля ввода параметров для вычисления грузоподъёмности сечений опоры не помещались в панели ввода. Внешний вид панели ввода параметров исправлен…
3. В версии 7.27.01 величины R скального грунта при проверке заделки сваи в скалу, ограничивались величиной 2040 т/м2 (20 МПа), хотя это ограничение должно учитываться только при расчёте сваи на «вдавливание»… Ошибка исправлена…
4. При вычислении сил трения в подвижных опорных частях неразрезных ПС неправильно (в запас) вычислялось число подвижных опор в группе. Ошибка исправлена.
- Ранее высота грунтового ядра в сваях кольцевого сечения никак не проверялась. Сейчас, если задана большая высота грунтового ядра, в процессе расчёта она ограничивается расстоянием от расчётной поверхности грунта до низа сваи.
Версия 5.03 Ноябрь 2022г выпущена 21.11.2022г
1. При расчёте ригелей устоев путепроводов с косым пересечением часто возникала ошибка, из-за которой некорректно формировались расчётные схемы МКЭ (это было заметно сразу, если выбрать режим просмотра расчётных схем МКЭ…).
Причину «путаницы» переменных из разных «пространств имён» я не выявил, но изменил алгоритм программы так, чтобы подобная ошибка больше не возникала.
2. Устранена ошибка инициализации переменных, из-за которой при повторном (без промежуточного сохранения исходных данных) расчёте, результаты расчёта армирования ригеля отличались от первоначального результата (в сторону «перегруза»…).
С 20 Декабря 2022г, для НОВЫХ Пользователей, стоимость передачи прав использования программы "ОПОРА_Ригель" устанавливается равной 48 000 рублей РФ (Сорок восемь тысяч рублей 00 копеек).
С 1 Ноября 2022г для НОВЫХ Пользователей увеличивается стоимость программ "ОПОРА_Х" и "ОПОРА_Ригель".
Данное увеличение не касается тех Пользователей, для которых прежние цены были зафиксированы в Коммерческих предложениях.
Новые цены на программу "ОПОРА_Х" смотрите в разделе "Прайс-лист" (увеличение около 10%).
Версия 7.27.01 (Выпуск от 01.10.2022г)
Добавлено:
- В «Настройки» программы добавлена новая «Общая настройка» «Учитывать "ИЗМЕНЕНИЯ 4" к СП 24.13330 от 2021г ?», позволяющая учесть ИЗМЕНЕНИЯ в СП 24.13330, введённые в Декабре 2021г. Пока реализовано Примечание к п.7.2.1 о величине R для забивных свай в слабодеформируемых грунтах, если не задано значение Roc (предел прочности на одноосное сжатие), но задано значение E (модуль деформации), больше 5100 т/м2 [Для этого в графе Ro должно быть введено значение «2»]
-
Добавлен учёт лессовых грунтов (не путать с просадочными, для которых допускается «замачивание» под нагрузкой). Под таблицей «Грунты» добавлено новое поле для ввода (через символ «точка с запятой») номеров слоёв такого грунта.
Для забивных свай значения R и fi из таблиц 7.2 и 7.3 СП 24.13330.2021 берутся для глубины не более 5 метров, а для буровых свай, опирающихся на лессовые грунты, принимается равным 0.8 коэффициент γс в формуле (7.13) СП.24.13330.2021. - Для скальных грунтов основания (кроме вида грунта «Выветрелая скала»), добавлена проверка на минимальное расчётное сопротивление R, равное R для крупнообломочного грунта с песчаным заполнителем при φ = 32о по п.7.2.7 СП 24.13330.2011г (или по п.7.2.11 СП 24.13330.2021) – см. абзац сразу после Таблицы 7.1 СП 24.13330…
- В результаты расчёта, для максимальных вдавливающих и выдёргивающих нагрузок на сваю, добавлен вывод номера сваи и номера сочетаний нагрузки, для которой вычислена данная экстремальная нагрузка.
-
При проверке исходных данных сейчас блокируется назначение расчётного сечения в пределах составных ступеней (с числом элементов больше 1 – сваи и стойки), так как при этом вычисляемые программой нагрузки не несут никакого смысла.
Как рассчитать усилия в стойках опоры, и проверить их армирование, описано в документе «Советы Автора по применению программы ОПОРА_Х» (поставляется в подкаталоге «Документация»). Для расчёта свай и стоек положение расчётного сечения всегда нужно выбирать «По подошве фундамента (ростверка)»!.
Исправлено:
- Программа «зависала» при выборе новой дополнительной автомобильной нагрузки, добавленной в базу данных нагрузок после нагрузки с именем «Н30» (например, для белорусской нагрузки «Н112»). Ошибка исправлена…
- При изменении коэффициента надёжности в Таблице «Вычисленные временные нагрузки…», для автодорожных мостов (и мостов под нагрузку АБ), неправильно вычислялся расчётный момент Mx для некоторых нагрузок. Ошибка исправлена…
- Исправлена проверка тормозной нагрузки от полос АК. Ранее (с версии 7.25.11, и «в запас»), перед проверкой «не менее 0.8*К, и не более 2.5*К», на коэффициент полосности Кпол умножалась сама нагрузка от торможения с полосы АК (невнятность формулировки СП). Сейчас тормозная нагрузка с каждой полосы АК сравнивается с самим ограничением, умноженным на Кпол для этой полосы. Это регулируется «Настройкой для Нагрузок» «При проверке Ограничений тормозной нагрузки от полосы АК умножать на коэфф. полосности само ограничение (0.8*К, и 2.5*К)?» (добавлено, чтобы можно было сравнить с прежним результатом).
- В таблице «Объёмы работ» неправильно (из предыдущей строки списка) брались объёмные веса «дополнительных» материалов (Каменная кладка, Полимер), что искажало объёмы и веса конструктивных элементов опоры. Ошибка исправлена.
Исправлено:
-
В сейсмических сочетаниях нагрузок для мостов на кривых не всегда корректно назначалось направление сейсмической нагрузки поперёк оси моста.
Ошибка исправлена… - При проверке арматуры на выносливость некорректно (но обычно, «в запас»), интерполировались данные Таблиц 7.17 и 7.18 СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» при вычислении коэффициентов «эпсилон» и «бета». Ошибка исправлена…
-
Исправлено вычисление динамического коэффициента к ветровой нагрузке.
Ранее при очень маленьких частотах собственных колебаний опоры вычислялись очень большие значения динамического коэффициента… - Доработан анализ «Настройки для Грунтов» «Считать основанием свай-стоек ВСЕ малосжимаемые грунты?». Сейчас при выключенной настройке на «малосжимаемость» (Е >= 5100 т/м2) проверяются только виды грунта «Выветрелая скала», «Крупнообломочный грунт» с твёрдым глинистым заполнителем, и твёрдая глина в водонасыщенном состоянии (ранее проверялись и «Гравелистый песок», и «Крупнообломочный грунт с песчаным заполнителем»).
Версия 7.26.02 (Release от 21.08.2021г) - исправлены ошибки вер.7.26.01
Исправлено:
-
В версии 7.26.01, при добавлении новых дополнительных нагрузок (п.2 «Добавлено»), допущена ошибка – неправильно читались из базы данных характеристики тяжёлых нагрузок 1 – 6 (НК-80, НК, и т.д. по СП 35.13330.2011). Ошибка исправлена…
-
Сформированные версией 7.26.01 исходные данные для расчёта ригелей, в программу «ОПОРА_Ригель» версии 5.01 загружались с ошибками. Выпущена версия 5.02 программы «ОПОРА_Ригель» от 21.08.2021г.
- Восстановлен пересчёт проверок при изменении длины сваи в окне «РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК ФУНДАМЕНТА ПО ГРУНТУ» (неправильно работало уже давно…).
- Для подпорных стен исправлена проверка на плоский сдвиг (ограничение коэффициента пассивного сопротивления грунта единицей по п.5.1.17 СП 43.13330.2012)…
Версия 7.26.01 Август 2021г (Release от 08.08.2021г)
Добавлено:
-
Добавлена «Общая Настройка», позволяющая выбрать учёт национальных нормативных документов, отличающихся от российских СП. Сейчас можно выбрать страну, которая применяет «ЕвроКоды». Пока учтены отличия от СП 35.13330 только УКРАИНСКИХ ДБН. В них отличаются коэффициенты надёжности к нагрузкам, а также коэффициенты полосности для полос нагрузки АК…
Чтобы добавить «национальные особенности» для других стран (если отличия есть) – пользователям ОПОРА_Х из Азербайджана, Белорусии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, и Узбекистана достаточно прислать мне список отличий своих норм от российского СП 35.13330.2011… -
В базу данных программы ОПОРА_Х добавлены следующие нагрузки:
НК-100 по СНиП 2.05.03-84 (в ред. 1991г) (используется в Узбекистане и Украине);
Н-30 – используемая до 1984г нагрузка по старому мостовому СНиП II-Д.7-62. При расчёте на старую нагрузку назначайте класс нагрузки АК, равный 1! Тогда нагрузка АК будет заменена на Н-30, а Торможение, Удары, и Центробежная сила будет вычисляться именно по СНиП II-Д.7-62 (при классе АК >1.1 нагрузка Н-30 попадёт в расчёт именно как дополнительная нагрузка, без вычисления сопутствующих нагрузок).
При выборе нагрузки Н-30 «ЕвроКоды» (см. выше) игнорируются, а на дополнительную нагрузку НК-80 надо делать отдельный расчёт, назначив класс АК, равный 2…;
А также 7 нагрузок от современных Трамваев (4х-осных, 6и-осных и 8и-осных).
ВНИМАНИЕ Пользователям программы ОПОРА_Нагр!!! Если Вы добавляли свои тяжёлые нагрузки в базу данных ОПОРА_Х, то экспортируйте свои нагрузки из базы данных версии 7.25.11 программы ОПОРА_Х (или более ранней), а затем импортируйте нагрузки в базу данных новой версии!!! Потом надо в расчётах на эти нагрузки заново выбрать свои нагрузки из списка, и сохранить исходные данные…
Исправлено:
- При выключенной «настройке» «Считать основанием свай-стоек ВСЕ малосжимаемые грунты» программа считала скальным любой, даже слабый, крупнообломочный грунт с песчаным заполнителем (Вид грунта 5). Ошибка исправлена…
- Таблица «Объёмы работ» - для лидерных скважин исправлена глубина бурения, если скважины бурятся не до подошвы сваи…
- При расчёте бетонных сечений сложной формы не убирались некоторые поля, относящихся к параметрам армирования. Кроме того, автоматически выбирался материал «КЛАДКА», а не заданный ранее материал ступени, и приходилось вручную вводить расчётные сопротивления бетона. Ошибки исправлены…
Версия 5.01 Июль 2021г выпущена 12.07.2021г
1. Существенно переработан алгоритм загружения Линий влияния усилий в ригеле, когда суммируются усилия по двум расчётным схемам МКЭ (Схема1 – «правое» пролётное строение, и Схема2 – «левое» пролётное строение, или шкафная часть устоя с переходной плитой мягкого въезда). Выяснилось, что например, для устоя с опорными частями (ОЧ) над осями стоек, программа вычисляла заниженные (практически, только от постоянных нагрузок) усилия. А формы Линий влияния по Сх.1, моделирующей опирание ПС, и по Сх.2, моделирующей шкафную стенку (шкафной блок) в данном случае очень разные…
Сейчас, при подборе опасного положения полос 1 и 2, программа автоматически включает признак использования только тех Схем (1, и/или 2), для которых знак изгибающего момента совпадают со знаком момента в этом сечении от постоянных нагрузок…
При редактировании положения каждой из полос временных нагрузок можно включить и выключить «признак учёта» для каждой из схем (для сечений ригеля)…
2. Сейчас при удалении одной полосы координата Х полосы не обнуляется, а просто «выключаются» признаки использования обеих Схем (положение полосы сохраняется).
3. Добавлена кнопка «Добавить «неиспользованную» полосу», если программа не смогла разместить все полосы нагрузки, или полоса была удалена…
4. Выбор полосы нагрузки производится не только вводом номера полосы в поле ввода, но и «щелчком левой кнопки мыши» на изображении полосы в схеме расположения полос…
5. Добавлены «Настройки» программы «Вместо опорных частей ставить шарниры?», и «ПРОСТЕЙШАЯ расчётная схема МКЭ ?».
Соединение плиты ПС с ригелем, по умолчанию, моделируется «ребром» из трёх вертикальных стержней разной жёсткости:
а) от Плиты ПС до верха ОЧ - собственно ребро (по толщине ребра и ½ длины ПС);
б) от верха до низа ОЧ – стержень с жёсткостью по размерам и материалу ОЧ;
в) от низа ОЧ до оси ригеля – стержень размерами 0.9м * «Ширину ригеля».
Сейчас можно задать другие модели рёбер ПС при формировании расчётных схем МКЭ:
Вместо ОЧ ставить шарниры ? Хотя ОЧ можно рассматривать как шарнир в направлении только вдоль оси моста, но некоторые проектировщики из-за малых (по сравнению с длиной ребра) размеров, считают их шарнирами и в направлении поперёк оси моста…
ПРОСТЕЙШАЯ расчётная схема МКЭ ? Если отметить, то ребро будет представлено одним стержнем, «опирающимся» на ось ригеля через шарнир.
Инженер может «поиграть» разными моделями, оценивая форму Линий влияния, и результаты…
6. Доработан алгоритм загружения совмещённых мостов. Теперь за один расчёт рассматриваются 2 схемы: с полосами рельсовой нагрузки на «разделительной полосе», и когда нагрузка АК размещена по всей ширине ПЧ, включая пути рельсовой нагрузки. Для этого надо последовательно нажать кнопки 5 и 6 в блоке нагрузки АК (см. п.4.4 "Руководства..."), и проверить положение полос только на проездах… Сначала программа размещает полосы АК на всей ширине Проезжей части…
Доработано руководство (файл «ОПОРА_РИГЕЛЬ. Руководство по программе.docx».
Изменения коснулись разделов: 4 и 7.
Версия 7.25.11 Май 2021г (Release от 07.05.2021г)
Добавлено:
- Сейчас для ОДНОРЯДНЫХ стоек (не свай!) прямоугольного сечения можно задать трапециевидную форму стоек, с большим размером по оси Х нижнего сечения, и смещением оси нижнего сечения относительно оси верхнего сечения (такие стойки часто применяются в устоях). Панель с дополнительными данными (Признак трапециевидной стойки, Размер нижнего сечения, и Смещение) появляется только при соответствии ступени критериям: Вид сечения – прямоугольник; Число элементов – больше 1; Стойки располагаются в один ряд, и Ступень – не последняя (не сваи)…
- Ранее боковое давление грунта, и вес грунта на уступах фундамента вычислялся только для горизонтальной поверхности грунта. Изменение высоты блока стенки по откосам насыпи игнорировалось. Сейчас добавлен учёт «трапециевидного» блока подпорной стенки (или стенки необсыпного устоя). То есть, если задать «простую» ступень с размером по оси Y нижнего сечения больше размера по оси Y верхнего сечения, то программа корректно вычислит и боковое давление грунта, и вес грунта насыпи на уступах фундамента (они будут меньше, чем для прямоугольного блока)…
Исправлено:
- Исправлена ошибка версии 7.25.10 – обнуление общего числа ж.д. путей при чтении файлов исходных данных для железнодорожных опор, сохранённых предыдущими версиями программы, из-за чего расчёт завершался ошибкой «Деление на ноль»…
- Исправлен учёт ограничений на тормозную автомобильную нагрузку (не менее 0.8*К, и не более 2.5*К, [т]). Ранее (в запас), на 2.5*К проверялась общая тормозная нагрузка на опору… Это было вызвано невнятностью формулировки п.2.20 а) СНиП 2.05.03-84. И я «проморгал» уточнение, появившееся в п.6.20 а) СП 35.13330 «с каждой полосы загружения (с умножением на коэффициент полосности s2 по п. 6.14 б)». Сейчас в программе это реализовано.
- Ранее боковое давление грунта насыпи от собственного веса вычислялся от уровня низа переходной плиты, а не от уровня верха дорожного покрытия , как указано в п.Е.1 Приложения Е СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы». Ошибка исправлена, но для сравнения со «старыми» результатами добавлена «Настройка для Нагрузок» «Боковое давление грунта – от верха покрытия ПЧ (подошвы рельса)?». Это – «разовая» настройка, действующая на текущий расчёт (при чтении исходных данных из файла, значение этой настройки восстанавливается в «Да»…
- Ранее «Настройка для Грунтов» «Считать основанием свай-стоек ВСЕ малосжима-емые грунты?» учитывалась только для забивных свай, хотя в п.6.2 СП 24.13330 говорится о сваях всех видов. Ошибка исправлена…
В "Релизе" версии 7.25.10 от 16.02.2021г, ещё до "Массовой рассылки", обнаружены ошибки:
1. Вычислялся завышенный момент My при расстановке полос нагрузки АК на обычной проезжей части (без разделительной полосы).
2. При набухающем слое грунта в основании сваи, в расчёте на сейсмические нагрузки, R повторно умножалось на коэффициент 0.5
3. При чтении исходных данных не отображался, и не обрабатывался сохранённый ранее список слоёв набухающего грунта.
В "Релизе" версии 7.25.10. от 22.02.2021г, эти ошибки исправлены...
Обратите внимание на точку (.) после номера версии, - если скачанный дистрибутив не содержит точки после номера версии, то надо заново скачать дистрибутив версии 7.25.10. на сайте...
"Релиз" версии 7.25.10 от 16.02.2021г с сайта удалён.
Версия 7.25.10 от 16 Февраля 2021г ("юбилейная" версия к моему 60-и летию...)
Добавлено:
- При вычислении коэффициента ᶯ2 (формула (В.8) Приложения «В» СП 24.13330.2018 «Свайные фундаменты», для расчёта основания, окружающего сваю по Ϭz), Добавлен учёт «Изменений 2 к СП 24.13330.2011». Ранее моменты, входящие в формулу (В.8), приводились к уровню подошвы сваи. Сейчас, при учёте «Изменений 2…», моменты приводятся к уровню условной заделки сваи, на глубине 2/αэ от поверхности грунта.
-
Для вычисления того же коэффициента ᶯ2 (см. п.1) добавлена «Настройка для Проверок»: «Для коэфф. «Эта2» учитывать моменты только от ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ нагрузок ?». В своё время я читал циркуляр – разъяснение от ЦНИИС (исходящего номера и даты не помню…), что этот коэффициент учитывает снижение несущей способности при наличии горизонтального давления именно от постоянных нагрузок, и что моменты, входящие в формулу, надо тоже вычислять только от горизонтальных нагрузок... Но сейчас обнаружил, что эта «рекомендация» не отразилась в нормативных документах (СП 24.13330.2011). Поэтому, чтобы можно было сравнить результаты с расчётами предыдущих версий ОПОРА_Х, я и добавил эту «Настройку» (по умолчанию, эта «Настройка» выключена, и моменты считаются и от горизонтальных, и от вертикальных нагрузок…).
Входящий в формулу (В.8) Приложения «В» СП 24.13330.2011 коэффициент «ń» перенесён из блока для устоев вкладки «Ригель (насадка)» на вкладку «Сваи в грунте» (его сейчас можно редактировать и для промежуточных опор…). - На вкладке «Общие данные по мосту» добавлен новый признак «Разместить Максимальное число полос АК?» . Ранее, при учёте требований ГОСТ 33390-2015, или «Изменений 1 к СП 35.13330.2011», программа игнорировала введённое число полос нагрузки АК, размещая максимально возможное число полос АК на проезжей части. Сейчас, сняв отметку у этого признака, можно сделать расчёт на произвольное (но не более максимально возможного) число полос АК…
- Кроме габарита пешеходного моста, сейчас можно указать и величину пешеходной нагрузки (например, для расчёта «скотопрогонных» мостов на специфические нагруз-ки). !ВНИМАНИЕ! эта нагрузка вводится в килоПаскалях! Программа сама разделит введённое значение на 9.81 м/с2! По умолчанию – «стандартные» 4 кПа …
Исправлено:
- Исправлен алгоритм поперечной расстановки полос нагрузки АК при наличии разделительной полосы и учёте требований ГОСТ 33390-2015, или «Изменений 1 к СП 35.13330.2011». Ранее, при расстановке полос АК по всей ширине проезжей части (включая полосы безопасности), вычислялся завышенный момент My…
- Ранее, при вычислении веса грунта на уступах фундамента а/д устоя, игнорировался случай «смещения» шкафной стенки «в сторону пролёта», когда за шкафной стенкой образуется «уступ» на насадке, засыпаемый грунтом. Для устоев «диванного» типа эта нагрузка существенна. Сейчас «недоработка» алгоритма исправлена…
- Программа учитывала нагрузку на тротуарах 3 кПа и при учёте ГОСТ 333390-2015, и при учёте «Изменений 1 к СП…», хотя в СП 35.13330.2011 эта нагрузка осталась равной 2 кПа. Ошибка исправлена – сейчас 3 кПа применяется только при включенной «Настройке» «А/д нагрузки - по межгосударств. ГОСТ 33390-2015 ?»...
Версия 7.25.09 Декабрь 2020г
Добавлено:
- На вкладке «Сваи в грунте» добавлен новый «Признак распорного сооружения» (когда пролётные строения – арочного типа…). При проверке основания, окружающего сваю, по формуле (B.7) Приложения В СП 24.13330 «Свайные фундаменты» стал корректно вычисляться коэффициент ᶯ1 , равный 0.7 для фундаментов распорных сооружений (для других типов сооружений – 1.0), и отпала необходимость пересчёта результатов проверки на Ϭz фундаментов опор под арочные ПС.
- При вычислении несущей способности свай добавлен учёт набухающих грунтов по п.10.2 СП 24.13330.2011 (величины сил трения грунта о сваю, и величина R под подошвой сваи, если она опирается на набухающий грунт, умножаются на дополнительный коэффициент γc=0,5). Величину подъёма сваи при набухании грунта программа не вычисляет… Признаки набухающих слоёв грунта, по аналогии с признаками просадочных слоёв, назначаются путём ввода в отдельном текстовом поле под таблицей «Грунты» номеров слоёв грунта, которые надо считать набухающими (номера слоёв разделяются символом ‘;’ «точка с запятою»).
Исправлено:
- Для подпорных стен исправлено вычисление тяжёлой нагрузки на призме обрушения. Ранее при любой ширине блока подпорной стенки (в запас) учитывался полный вес тяжёлой нагрузки…
- Для правого устоя с разрезным ПС программа вычисляла нулевое перемещение в резиновых ОЧ от температурного воздействия, и силы трения в этих опорных частях не вычислялись. Ошибка исправлена…
- Исправлена ошибка конвертации Ro и E при вводе характеристик грунта из файла грунтов объекта, созданного программой ОПОРА_GR, если в ОПОРА_GR Roс и E вводились в МПа…
Версия 4.01 Ноябрь 2020г выпущена 20.11.2020г
Всё-таки, «автоматическая» расстановка полос нагрузок при числе полос больше 2-х, не всегда выдаёт максимальные усилия в сечении…
Программа позволяет «передвигать» полосы нагрузок по проезжей части, вот только раньше наиболее опасные положения полос нагрузок не запоминались, и каждый раз при запуске расчёта приходилось «пробегать по сечениям», восстанавливая самые опасные положения полос.
Начиная с версии 4.01, опасные положения стали автоматически сохраняться в файле с именем, как у файла .Rig, но с расширением .RigP (можно создать несколько таких файлов для одного ригеля, добавляя постфикс к имени файла, поэтому я не стал записывать эти данные в файл исходных данных .Rig…).
Изменилось назначение кнопки "Проверить" в блоках нагрузок. Сейчас она не только проверяет, «наезжают» ли полосы нагрузки друг на друга (после изменения расположения полос), но и сравнивает с запомненным опасным расположением полос, и если «текущее» расположение более опасно, то автоматически запоминает его…
Доработано руководство (файл «ОПОРА_РИГЕЛЬ. Руководство по программе.docx».
Изменения коснулись разделов: 4.1 (в конце раздела), 4.2, и 4.3.
Исправьте «Настройки» в программе ОПОРА_Х версии 7.25.08 !
В версии 7.25.08, при добавлении новой «Настройки для Нагрузок», мною была допущена ошибка, из-за которой при запуске программы, её Настройка «Сейсмика. Коэффициент сочетаний для нагрузки АК» устанавливался равным 1, хотя это значение должно быть 0.3 (по СП 35.13330.2011), или 0.5 (по ОДН 218.1.021-2003 Росавтодора).
Поэтому надо будет (один раз) на каждом компьютере с установленной ОПОРА_Х запустить программу, выбрать пункт Главного меню «Настройки», и на вкладке «Для Нагрузок» исправить значения настроек, как показано на рисунке, и нажать кнопку «Запомнить».
то нужно сделать, если дистрибутив версии 7.25.08 был скачан с сайта
до 13:00 мск 12 Октября 2020г (тогда я заменил дистрибутив, который сам записывает в реестр Windows правильные значения…).
Версия 3.03 Октябрь 2020г выпущена 08.10.2020г
Исправлена не критичная ошибка, из-за которой уже «ассоциированная с файлами .Rig» программа не запускалась при «двойном щелчке мышью» на файле .Rig, выдавая сообщение « Не найден файл Opora_Rig.Lic »…
Версия 3.02 Октябрь 2020г выпущена 02.10.2020г
Изменено назначение расчётных сечений в ригеле «По умолчанию». Раньше расчётные сечения назначались «по боковым граням» стоек, и в середине «пролётов» ригеля.
Однако наибольшие моменты «в пролёте ригеля» возникают в точках приложения вертикальных сил, поэтому сейчас расчётные сечения назначаются под ОЧ (рёбрами ПС), если они располагаются не над стойками, и не «крайние» рёбра ПС, если на консолях ригеля не смонтированы столбы освещения.
«По боковым граням стоек» расчётные сечения назначаются из-за того, что там рассчитывается прямоугольное сечение ригеля (минимальная высота). Если же брать сечение «по оси стойки», то там изгибающие моменты получаются больше, чем «по боковым граням», но в работу ригеля на изгиб включается и бетон стоек. «По идее», надо бы рассчитывать Т-образное сечение без сжатой арматуры, но я нигде не нашёл даже упоминаний, на сколько именно может «уйти» сжатая зона бетона в стойку…
Но многие инженеры назначают расчётные сечения «по осям стоек», чтобы пусть и с запасом, но подобрать армирование самого ригеля, игнорируя работу бетона стоек.
Поэтому, для назначения расчётных сечений в ригеле «по умолчанию», я добавил признак, как именно нужно назначать расчётные сечения ригеля над стойками – «по боковым граням стоек», или же «по осям стоек». Этот признак добавлен и в «Настройки» программы «ОПОРА_Ригель».
ВНИМАНИЕ! В документе «ОПОРА_РИГЕЛЬ. Руководство по программе.docx» доработаны разделы 2.1, 3.3, и 7 ! Пожалуйста, заново перечитайте эти разделы!!!
Версия 7.25.08 Октябрь 2020г
Добавлено:
-
Изменён вид окна «Настройки» - теперь все настройки распределены по «вкладкам»:
«Общие Настройки», «Для Нагрузок», «Для Проверок», «Для Грунтов» и «Для Ж.Д. мостов». Описание «Настроек» выделено из «Руководства…» в отдельный документ «Описание НАСТРОЕК программы ОПОРА_Х.docx» в подкаталоге «Документация». - Добавлена новая «Настройка для Нагрузок» «Минимальный балл для расчёта на сейсмику» - ранее минимальный балл был фиксированным, и равным 6.8. Сейчас можно, изменив эту настройку, сделать расчёт на сейсмику и при сейсмичности 6.5 баллов, и менее (или более)… Но это будет работать на конкретном рабочем месте.
-
При передаче данных из «ОПОРА_Х» в программу «ОПОРА_Ригель» учтено изменение в версии 3.02 (Октябрь 2020г) программы «ОПОРА_Ригель» в части назначения расчётных сечений в ригеле «по умолчанию». Если до версии 3.02 расчётные сечения назначались «по боковым граням стоек», и в серединах «пролётов» ригеля между стойками, то сейчас расчётные сечения размещаются под ОЧ (рёбрами пролётных строений), если они располагаются не над стойками, и по выбору инженера – или по боковым граням, либо по осям стоек…
При выборе «по осям стоек» моменты, конечно, получаются большими, но тогда надо бы учитывать работу бетона стоек «на сжатие» (Т-образное сечение), а программа «ОПОРА_Ригель» рассчитывает только прямоугольное сечение ригеля. То есть, выполнение проверок армирования в этом случае даёт приличный «запас»…
Исправлено:
- Исправлен расчёт на глубокий сдвиг подпорных стен с горизонтальной площадкой над «косогором» (насыпью). Раньше учитывался непрерывный косогор …
- Коэффициент надёжности для тормозной нагрузки от АК принимался 1.15 даже при учёте «Изменений 1 к СП 35.13330.2011» (правильное значение 1.25 в другом модуле программы изменялась на 1.15). Ошибка исправлена…
Версия 7.25.07 Август 2020г
Исправлено:
- При расчёте совмещённых мостов Программа зависала при числе вагонов в составе Трамвая / Метро, равном 1…. Ошибка исправлена…
- Предупреждение о заглублении подошвы буровой сваи в слое грунта менее 2м выдавалось только для песчаных грунтов, хотя Примечание к п.7.2.7 СП 24.13330.2011 распространяется и на глинистые грунты… Несоответствие исправлено.
- При проверке подстилающих слоёв грунта для однорядных свайных фундаментов в режиме «По давлению под подошвой одиночной сваи», было сообщ. «I/O Error 103». Ошибка в алгоритме программы исправлена…
- При опирании свай на текучие глинистые грунты (IL>0.6) , начиная с версии 7.25.04, стала выдаваться ошибка «деление на 0» (см. п.1 «Добавлено» для версии 7.25.04), из-за γc,eq = 0 для IV категории грунта по сейсмическим свойствам. Сейчас этот коэффициент принят равным 0.01, ошибки не возникает, но выдаётся соответствующее предупреждение. К тому же, такое предупреждение, при наличии сейсмики, сейчас выдаётся, если у грунта основания IL>0.5 (см. п.12.10 СП 24.13330.2011).
Версия 3.01 Август 2020г выпущена 16.08.2020г
ДОБАВЛЕН расчёт наклонных сечений ригеля на действие M и Q, в связи с чем пришлось строить эпюры M и Q, и добавить информацию в «Типы армирования».
ВНИМАНИЕ! В документе «ОПОРА_РИГЕЛЬ. Руководство по программе.docx» переработаны разделы 5 и 6 ! Пожалуйста, заново перечитайте эти разделы!!!
Кроме того, внесены некоторые изменения в интерфейс. Например сейчас, если сделан расчёт армирования, но не сохранены результаты расчёта, программа предложит сохранить результаты…
Дистрибутив программы, Руководство, и Свидетельство о государственной регистрации программы можно скачать на сайте www.opora-x.ru в разделе «Скачать…» => «Программа ОПОРА_Ригель». В «Демо-режиме» можно «прогнать» исходные данные Примеров …
Принял решение начать распространение новой программы до её полной готовности – пока не реализован расчёт наклонных сечений ригеля на действие Q и M (кроме вычисления усилий в сечениях ригеля по Линиям влияние, есть только расчёт прочности нормальных сечений, и расчёт по раскрытию трещин).
Программа «ОПОРА_Ригель» является отдельным дополнением программы «ОПОРА_Х» (из результатов расчёта «ОПОРА_Х» формируется большинство исходных данных для программы «ОПОРА_Ригель»). Поэтому после покупки, «ОПОРА_Ригель» будет автоматически привязана к тем же компьютерам Пользователя, на которых уже работает программа «ОПОРА_Х».
Для «действующих» Пользователей программы «ОПОРА_Х» стоимость программы «ОПОРА_Ригель» равна 40 тыс. руб., а для новых Пользователей (как и для тех, у кого более года назад закончился срок сопровождения программы «ОПОРА_Х») – 50 тыс.руб.
Предлагается оформление «ОПОРА_Ригель» по Счёту-оферта (с указанием основных положений в Счёте), и Акту передачи прав.
Это «разовый платёж»: Пользователю будут доступны все обновления «ОПОРА_Ригель» (без оплаты продления сроков сопровождения). При покупке новых рабочих мест и при замене компьютеров в лицензии на программу «ОПОРА_Х», то же самое автоматически, без какой-либо доплаты, будет применено и к программе «ОПОРА_Ригель». Я только буду высылать два файла лицензии – Opora_X.Lic, и Opora_Rig.Lic .
При разработке программы «ОПОРА_Ригель» использованы алгоритмы другого автора (библиотеки Метода Конечных Элементов, и CAD-системы). Все полагающиеся «лицензионные перечисления» из сумм платежей я буду делать сам.
Версия 7.25.06 Май 2020г
В версии 7.25.05+ обнаружены ошибки: при расчёте свайного фундамента на сейсмические нагрузки выдаётся ошибка «I/O Error 103», и не работало автозаполнение таблиц при нажатии клавиши <Enter> (в частности, автоматическое вычисление характеристик грунта в таблице «Грунты»)…
В версии 7.25.06 от 14.05.2020г эти ошибки исправлены. Версия 7.20.05+ удалена.
Версии 7.25.05, 7.25.05+ Май 2020г
В версии 7.25.05+ от 07.05.2020г исправлен учёт просадочных грунтов, эта версия выпускается вместо версии 7.25.05 от 02.05.2020г
Добавлено:
- Для подпорных стен добавлены сочетания нагрузок по II группе предельных состояний от тяжёлой нагрузки НК с коэффициентом 0.8 …
Исправлено:
- Для температурно-неразрезных ПС, опирающихся на РОЧ неправильно (в запас!) вычислялись силы трения для средних опор плети (неверно вычислялся центр плети), из-за чего для них получались завышенные силы трения . Ошибка исправлена…
- Для подпорных стен, при реализации п. 2 «Добавлено» в версии 7.25.04, была допущена ошибка вычисления пассивного давления при проверке на сдвиг – зона пассивного давления отсчитывалась от поверхности грунта за стенкой, а не от поверхности грунта перед стенкой… Ошибка исправлена…
- С учётом разработки программы «ОПОРА_Ригель», в программе «ОПОРА_Х» изменён состав данных, сохраняемых для программы «ОПОРА_Ригель» в файлах *.RIG…
Версия 7.25.04 Февраль 2020г
Добавлено:
-
В расчёт несущей способности фундаментов на естественном основании на сейсмические нагрузки добавлен учёт коэффициента надёжности γc,eq для сейсмических воздействий из п. 6.13 СП 22.13330.2016 (в п. 8.11 СП 35.13330.2011 не оговорен этот коэффициент именно для сейсмической нагрузки № 18…). Значения этого коэффициента зависят от «Категории грунта основания по сейсмическим свойствам», определяемой по Таблице 1 СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах»: для Категории I γc,eq = 1.0; для Категории II γc,eq = 0.8, а для Категории III γc,eq = 0.6. Грунты Категории IV не должны использоваться в качестве основания в сейсмических районах, поэтому для них γc,eq = 0. Для реализации этих положений в таблицу «Грунты» программы ОПОРА_Х добавлена графа «Сейсмическая категория грунта»
(Если для дисперсных грунтов хватает данных для определения Категории грунта, то для скальных и крупнообломочных грунтов – нет, поэтому предоставляется возможность «ручного» ввода Категории слоя грунта /1, 2, 3, или 4/). Автоматически Категория вычисляется при нажатии <Enter> в графе «Влажность, %», если в графе «Категория» стоит значение 0… - Для подпорных стен добавлена возможность задать отметку естественной поверхности грунта «за стенкой» выше, чем отметка грунта «перед стенкой» (отметка разработки, или «срезки» грунта). В таблице «Грунты» должны быть заданы слои грунта, начиная от отметки поверхности грунта «за стенкой». От этой отметки отсчитывается глубина заложения подошвы фундамента, а также глубины расположения подошвы свай, и центров слоёв грунта при вычислении сил трения грунта по боковой поверхности сваи. При значительной разнице отметок «за», и «перед» стенкой, возможно, потребуется учёт дополнительных условий, что пока не реализовано…
-
Для Свай-оболочек, погружаемых с выемкой грунта, добавлена «Настройка» «Оболочки с частичной выемкой грунта считать по п.7.2.8 СП 24.13330 (по площади нетто) ?». Это позволяет учесть положения п.7.2.8 СП 24.13330 даже для свай-оболочек, заполняемых бетоном, и при высоте грунтового ядра не менее 3*d0 вычислять R грунта, как для забивных свай. При «выключенной» Настройке такая незаполненная бетоном (или заполненная «Песком») оболочка, будет рассчитываться в соответствии с п. 7.2.10а СП 24.13330 (хотя этот пункт и предусматривает только стальные трубы): будет приниматься минимальная несущая способность из расчётов: по площади основания брутто, или по площади основания оболочки нетто, плюс силы трения грунта по внутренней поверхности оболочки в пределах грунтового ядра.
По умолчанию, эта Настройка «выключена»…
Исправлено:
- При расчёте армирования тела опоры (прямоугольное сечение с переменными по высоте размерами) неправильно вычислялись размеры в уровне расчётного сечения. Хотя размеры сечения можно редактировать, при недостаточной внимательности это могло привести к неправильным (в запас) результатам. Ошибка исправлена…
Начиная с версии 7.25.03 (Декабрь 2019г) программы ОПОРА_Х, в ней добавлена возможность формирования файлов исходных данных (.RIG) для отдельной программы «ОПОРА_РИГЕЛЬ». Программа «ОПОРА_РИГЕЛЬ» может работать и отдельно, без связки с программой ОПОРА_Х, но тогда придётся заново вводить исходные данные, уже введённые в ОПОРА_Х, и «вручную» вычислять веса полос для временных вертикальных нагрузок на мосту…
Программа «ОПОРА_РИГЕЛЬ» рассчитывает ригеля и промежуточных опор (с одним, или двумя рядами ОЧ), и устоев. Программа учитывает также угол между осями моста и опоры, то есть, рассчитывает и ригеля опор путепроводов с «косым пересечением».
«ОПОРА_РИГЕЛЬ» автоматически формирует МКЭ – модели «поперечника» опоры (Пролётное строение – Ригель – Стойки), строит Линии влияния усилий в заданных сечениях ригеля (M и Q), и нагрузок на опорные части (N), а также вычисляет усилия во всех этих сечениях от постоянных нагрузок, и для сопутствующих временных нагрузок (центробежная сила и поперечные удары). Для ригелей всех устоев, и для опор с двумя рядами ОЧ составляются две расчётные схемы: схема 1 моделирует «правое» пролётное строение, а схема 2 – или шкафную стенку, или «левое» пролётное строение (с возможным «сдвигом» рёбер ПС при «косом» пересечении…).
Временных нагрузок может быть от 1 до 4-х, в зависимости от типа моста в ОПОРА_Х (пешеходная, автомобильная АК, тяжёлая НК, Трамвай/метро, или АБ, а также железнодорожная СК, или от поездов ВСП). Например, для совмещённых мостов – 4 нагрузки (пешеходная, АК, НК, Трамвай/метро), а для пешеходных мостов – только одна нагрузка…
Программа «ОПОРА_РИГЕЛЬ» для каждого из сечений, по каждой из выбранных временных нагрузок делает автоматическую расстановку полос нагрузки в наиболее невыгодном положении (точнее, подбирает невыгодное положение первых двух полос нагрузки, а остальные полосы «втыкает» туда, куда они поместятся…).
Этим исчерпывается функциональность пробной (бесплатной) версии 1 «ОПОРА_РИГЕЛЬ»… Инженер может только посмотреть нормативные усилия в сечениях от отдельных полос нагрузок (без коэффициентов полосности).
Полный функционал (сейчас – в разработке) будет включать в себя:
- Суммарные усилия от всех полос загружения (с учётом коэффициентов полосности).
- Ручная корректировка положения полос нагрузок (возможности: «подвигать» полосы; удалить полосы над участками Линии влияния другого знака; заменить представление полосы «две колеи» на «равномерно-распределённую» /эффект шпалы/, и обратно).
- Включить, или выключить учёт поперечных ударов (или центробежной силы).
- Анализ загружений, вычисление расчётных усилий в сечениях, и максимальных нагрузок на опорные части правого /левого/ пролётных строений;
- Вывод, сохранение и печать результатов;
- Перспектива – расчёт ж.б. сечений ригеля (нормальных и наклонных).
В программе «ОПОРА_РИГЕЛЬ» я использую «сторонние» разработки (библиотека МКЭ, CAD – система), обуславливающие «лицензионные отчисления». Поэтому полнофункциональная, коммерческая версия программы будет платной и для Пользователей программы ОПОРА_Х (со скидкой по сравнению с будущими покупателями).
«Рабочие» названия пробной версии программы «ОПОРА_РИГЕЛЬ»: OporaRig_Free , и ОпораРиг_Free .
Версия 7.25.03 Декабрь 2019г
Добавлено:
- Для свай, погружаемых с открытым нижним концом, добавлен учёт п.7.2.10а СП 24.13330.2011, введённый в «Изменении 1…» (дополнительная проверка несущей способности по площади основания «нетто» с трением грунта по внутренней поверхности сваи).
Исправлено:
- При включённой «Настройке» «Учитывать "ИЗМЕНЕНИЯ 1" к СП хх.13330 от 2017г» учитывался «старый» коэффициент надёжности 1.15 к горизонтальным временным нагрузкам АК (торможение, центробежная сила, и поперечные удары). Ошибка исправлена – сейчас при учёте «Изменений 1…» этот коэффициент равен 1.25…
- При вычислении расчётной длины сжимаемой сваи не проверялась заделка сваи в скале (условная заделка могла быть ниже поверхности скалы). Ошибка исправлена…
- В проверке на глубокий сдвиг не было защиты от слишком большого значения радиуса сдвига, из-за чего иногда появлялась ошибка «Range Error». Ошибка исправлена.
- Доработан анализ вида технологии погружения свай – ранее программа считала, что все буровые сваи должны обязательно иметь только кольцевое сечение, и сама исправляла тип сечения сваи в грунте. Сейчас допускается и круглое сечение…
Версия 7.25.02 Сентябрь 2019г
Добавлено:
-
Для решения задачи расчёта усилий в ригелях опор мостов добавлено формирование файла .RIG для новой программы Opora_Rigel (сейчас эта программа – в начальной стадии разработки, пока её нет !!!). В меню «Расчёт опоры» добавлен новый пункт «ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА РИГЕЛЯ», который становится доступным только после окончания расчёта фундамента. В новом окне выводятся данные, нужные для расчёта ригеля с построением линий влияния. Многие данные (в том числе, все нужные нагрузки) взяты из расчёта опоры. Предлагается ввести данные, которых нет в ОПОРА_Х (уточнение конструкции ригеля и пролётных строений, расстановка опорных частей в поперечном направлении). После нажатия кнопки «СОХРАНИТЬ» создаётся файл с расширением .RIG, который является файлом исходных данных для БУДУЩЕЙ программы Opora_Rigel.
Выгружаемые данные «заточены» на расчёт ригелей и «косых» путепроводов, но на первом этапе буду реализовывать расчёт усилий в ригелях опор, перпендикулярных оси моста… - Для подпорных стен «уголкового» типа, с наклонной задней гранью, добавлено вычисление вертикальной составляющей бокового давления грунта от собственного веса (вычисленное по полной формуле Кулона давление грунта считается перпендикулярным задней грани стенки, и «раскладывается» на горизонтальную и вертикальную составляющие…).
Исправлено:
- Для подпорных стен, в случае «примыкания» временной нагрузки (например, пешеходной) к задней грани стенки, ошибочно вычислялась вертикальная составляющая нагрузки на призме обрушения (вес временной нагрузки над уступами фундамента), даже если никаких «уступов» в сторону насыпи нет… Ошибка исправлена…
- В проверке подпорных стен на сдвиг введённый коэффициент к пассивному давлению грунта стал учитываться только для плоского сдвига (раньше учитывался и для глубинного сдвига). То есть, сейчас учтено, что при глубинном сдвиге работает грунт «природного залегания», для которого коэффициент учёта пассивного давления должен быть равен 1, а не «обратная засыпка котлована» в случае плоского сдвига…
- Исправлено вычисление веса грунта на уступах фундаментов подпорных стен. Ранее дважды учитывался объём грунта от расчётной поверхности грунта до верха плиты фундамента (ростверка), что при заглублённой плите неоправданно увеличивало эту нагрузку…
- Исправлена ошибка в проверке прямоугольных сечений на внецентренное растяжение, из-за которой увеличение армирования иногда приводило к резкому (на порядок) снижению несущей способности сечения…
Версия 7.25.01 Июль 2019г
Добавлено:
- Для фундаментов из опускных колодцев (кессонов) добавлена проверка давления фундамента на грунт по боковой поверхности (на «Сигма Z», вместо проверки на опрокидывание). Так как для кессона приведённая глубина всегда меньше 2.6 из-за большой жёсткости кессона, «Сигма Z» проверяется на двух глубинах: Z (в уровне подошвы кессона от уровня грунта), и на глубине Z/3.
-
Для подпорных стен добавлена возможность учитывать защитные экраны, устанавливаемые на оголовок стенки (эти экраны передают на стенку ветровую нагрузку).
Добавлены исходные данные: высота экрана (если 0, то экран не учитывается), и вес 1 погонного метра экрана [т/п.м.].
Исправлено:
- Исправлен учёт просадочных грунтов при расчёте сваи на выдёргивание (в этом случае знак сил трения сваи о грунт изменяться не должен…).
- Исправлено вычисление веса грунта на уступах фундамента устоя с раздельными функциями (когда армогрунтовая стенка отодвинута за границу фундамента).
- Ранее признак «Фундамент из опускного колодца» можно было установить только при заглублении подошвы фундамента на 10, и более метров… Сейчас, как опускной колодец, фундамент на естественном основании можно рассчитать и при глубине заложения 5, и более метров.
- Ранее не учитывались силы морозного пучения в твёрдых глинистых грунтах. Признак учёта морозного пучения в твёрдых глинах вынесен в «Настройки» программы. По умолчанию, признак включён…
Версия 7.25.00 Июнь 2019г (Тестовая версия, без массовой рассылки. Высылается новым Пользователям, и по запросу)
Добавлено:
-
Добавлена возможность расчёта опор мостов на Скоростных ж.д. магистралях (новый «Тип сооружения»…). В базу данных программы внесено описание существующих скоростных поездов: 7 европейских, и 5 российских (из проекта СП «СООРУЖЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫЕ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ», и из СТУ для магистрали Москва – Казань – Екатеринбург). В дальнейшем могут быть добавлены новые поезда. Программа позволяет выбрать группу «Скоростных поездов», которые будут «прокатаны» над Линией влияния для определения экстремальных опорных реакций и соответствующих сопутствующих нагрузок…
Но при этом надо будет проверять эту же опору на пропуск обычных пассажирских поездов (выбрав Тип сооружения - «Железнодорожный мост», при классе нагрузки 8). -
Начата работа по учёту «Изменений 2 и 3» к СП 24.13330 «Свайные фундаменты», вводимых в действие в 2019г. В «Настройки» программы добавлен признак учёта этих Изменений. Из Примечаний 1 к Таблице 7.8 СП 24.13330 убрали отсчёт глубины погружения от «Уровня минимально возможной межени» для русловых опор, что было добавлено в «Изменениях 1»… Учтено изменение в Примечании 1 к п. 7.2.6 СП (силы трения в песках не учитываются на расстоянии 1.5*d0 от конца уширения).
Пока не учитываю уменьшение «табличного» коэфф. пропорциональности К в 3 раза, так как ОПОРА_Х как раз делит на 3 значения К из СНиП 2.02.03-85… -
Программа адаптирована для учёта ШНК 2.05.03-12 Республики Узбекистан.
Единственное отличие от СНиП 2.05.03-84 – тяжёлая колёсная нагрузка НК-100, которой нет в СНиП, и в базе нагрузок (есть только НК-80). Добавлена «Настройка»
«НК-100 по ШНК 2.05.03-12 (нормы Узбекистана) ?» При её выборе отключается учёт СП хх.13330.2011, Изменений 1 к СП, и учёт ГОСТ 33390-2015. Всегда нужно выбирать тяжёлую нагрузку НК-80. При классе нагрузки АК, равном 14, программа сама заменит выбранную нагрузку на НК-100.
Исправлено:
- Исправлено автосохранение положения окон программы. При выпуске новых версий программы размеры окон могут быть увеличены, они «не помещаются» в сохранённые ранее размеры, и отображаются «усечёнными». Сейчас перед «прорисовкой» реальные размеры окна сравниваются с сохранёнными размерами, и если реальные размеры больше сохранённых, то такое окно отображается в центре экрана с реальными размерами (игнорируется сохранённое положение окна)…
- Исправлено вычисление перемещений в резиновых опорных частях для последней опоры (правого устоя). Ранее вычислялось 0…
- Исправлен алгоритм проверки круглых сечений на выносливость. Ранее для почти полностью сжатых сечений, иногда вычислялись сильно завышенные напряжения в арматуре…
Версия 7.24.01 Апрель 2019г
Добавлено:
-
Добавлен учёт просадочных грунтов в программе. Под таблицей «Грунты» - новое поле ввода текстовой информации «Номера ПРОСАДОЧНЫХ слоёв грунта», где инженер может перечислить номера слоёв грунта, которые программа будет считать просадочными. Номера слоёв разделяются символом ‘;’ (точка с запятой).
Силы трения по боковой поверхности сваи на участках, расположенных в этих слоях грунта, будут учитываться с отрицательными знаками.
Исправлено:
-
Внесены уточнения в алгоритм проверки опор на глубокий сдвиг. А) В предыдущей версии программы вес «секции разбивки» массива грунта считался приложенным в середине секции. Сейчас вес «прикладывается» в центре тяжести массива грунта каждой секции, учитывая кривизну поверхности сдвига. Правда, «эффект» от этого уточнения получился незначительным…
Б) Если в «Настройках» признак «Проверка на глубокий сдвиг - по НОРМАТИВНЫМ нагр.?» не отмечен, то от расчётных нагрузок будет определяться и момент от временной нагрузки на насыпи в зоне сдвига (а не только момент от нагрузок на фундамент опоры, как было в предыдущей версии). - При назначении «ступени» тела опоры в виде одиночной колонны кольцевого сечения, иногда выдавалось сообщение об ошибке «Invalid floating point operation» … Ошибка исправлена.
Версия 7.24.00 Март 2019г
Добавлено:
-
Добавлена проверка опор на глубокий сдвиг по кругло-цилиндрической поверхности, с возможностью как «ручного», так и автоматического подбора самого опасного положения поверхности сдвига. Реализован учёт углов наклона поверхности грунта (косогор), и «углов падения» слоёв грунта (одинаков для всех слоёв грунта…).
Более подробно – в новом документе «Руководство по проверке опор на глубокий сдвиг в программе ОПОРА_Х.docx», поставляемом в подкаталоге «Документация» каталога, куда установлена программа ОПОРА_Х из дистрибутива.
Для новых Пользователей стоимость программы будет увеличена с 15.04.2019г…
Исправлено:
- Для опор многопутных железнодорожных мостов, при вычислении моментов Mx (и только этих моментов!) от веса Пролётных строений с частями пути (постоянные нагрузки), ранее не учитывались координаты осей ж.д. путей… Ошибка исправлена.
- Исправлена ошибка, из-за которой иногда «подтягивались» неправильные усилия только от постоянных нагрузок в таблицу «Экстремальные усилия для расчёта армирования свай»…
- Исправлена нумерация сочетаний нормативных нагрузок (раньше был только порядковый номер, чтобы не путать сочетания от основных, и ледовых нагрузок). Сейчас выводится номер конкретного сочетания. И хотя номера сочетаний нормативных нагрузок сейчас могут повторяться, но разделить на блоки «основные» и «ледовые» сочетания - просто (сначала, с 1, идут основные сочетания, а затем, с 1, - ледовые…).
- Исправлен вывод на печать образа окон программы (главное окно программы, включая вкладку «Общий вид опоры», окно «Линия влияния опорной реакции», и окно «Проверка на глубокий сдвиг»). В 2014г печать окон программы «сломалась» - при печати только в «альбомной» ориентации печаталась усечённая часть окна. Сейчас «по умолчанию», окна печатаются в «Книжной ориентации», но в диалоговом окне выбора принтера, в «Свойствах» принтера, можно задать и «Альбомную» (широкую) печать… В обоих случаях масштаб изображений сейчас соблюдается.
Разрабатывается блок проверки опор на глубокий сдвиг
На глубокий сдвиг по кругло-цилиндрической поверхности будут проверяться устои мостов, блоки подпорных стен (для них можно задать только «продольный косогор»), а также промежуточные опоры, расположенные на косогорах (продольных и поперечных).
На вкладке «Ригель (насадка)» добавлены поля ввода: Угол наклона поверхности грунта (косогора) [градусы]; Угол наклона (падения) слоёв грунта [градусы]; Для промежуточных опор – Признак «поперечного» косогора (по оси Y); Для устоев – Уклон откосов насыпи (вводится так же, как и Уклон конуса: 1.5 при уклоне 1/1.5 {для необсыпных устоев Уклон конуса – нулевой…}).
Параметры поверхности сдвига задаются радиусом сдвига, и координатами центра сдвига относительно центра подошвы фундамента (ростверка). Программа автоматически подбирает наиболее опасное положение поверхности сдвига, но можно делать проверку по любой поверхности, «вручную» задав параметры (радиус, и координаты центра сдвига)
Поверхность сдвига, тело опоры, и положение слоёв грунта, для визуального контроля отображаются на форме в масштабе (тело опоры отображается схематически, прямоугольником по границам фундамента /или ростверка/…).
Выпуск версии 7.24.00 программы ОПОРА_Х с новым функционалам планируется в Марте 2019г (скорее всего, ближе к концу Марта).
!ВНИМАНИЕ! Пользователям, купившим программу ОПОРА_Х ранее, новый функционал будет доступен бесплатно (разве что, немного увеличится сумма продления сопровождения программы при «очередном» продлении, на следующие 3 года…).
Но для новых Пользователей, которые будут покупать версию 7.24.00, и более поздние версии, стоимость ОПОРА_Х будет увеличена (не более, чем на 10% от «текущей» цены). Последнее не относится к организациям, получившим от меня Коммерческие Предложения по "старым" ценам.
Версия 7.23.04 Декабрь 2018г
Добавлено:
1. Новые сочетания основных нагрузок (№ 4 –для пешеходных мостов, и № 16 – для автодорожных мостов): только постоянные нагрузки (по критерию «min P»), плюс ветер поперёк моста с коэффициентом сочетаний 1.0 (для ж.д. мостов уже давно есть сочетание N 12 – «порожняк» на мосту, плюс «ветер поперёк моста»…).
2. При расчёте сейсмических усилий добавлена возможность учёта «гасителей колебаний» (демпферов). Программа сама не вычисляет коэффициенты «КΨ» из формулы (13) СП 14.13330.2014 (или из формулы (8.4) СП 268.1325800.2016), но позволяет ввести в расчёт значения, вычисленные «на основании данных динамических испытаний близких по конструкции сооружений», или «на основании данных специального расчета». Коэффициенты КΨ (К пси) для сейсмики вдоль, и поперёк оси моста вводятся на вкладке «Общие данные по мосту» (если введена сейсмичность не менее 6.8 баллов). По умолчанию, значения коэффициентов КΨ равны 1.0.
Исправлено:
1. Исправлен алгоритм вычисления осадки фундамента. Начиная с версии 7.23.02, в сжимаемую толщу включался весь слой слабого (с E <= 7 Мпа) грунта, что приводило к завышению величины осадки. Кроме того, добавлено условие применения расчётной схемы «Линейно-деформируемого слоя» - глубина заложения подошвы фундамента – не более 5м. Ранее эта схема применялась и при расчёте осадки свайных фундаментов, у которых, как правило, глубина заложения подошвы свай – больше 5м…
Также устранена причина ошибки «I/O error 32» (открытый программой файл с расчётом осадки при «близко залегающей скале» программно не закрывался, оставаясь «в подвешенном состоянии»).
- Ранее в исходных данных сохранялось перемещение в резиновых опорных частях (РОЧ) только для правого пролёта (для левого пролёта – не сохранялось). Ошибка исправлена, причём при чтении данных, сохранённых более ранними версиями программы, перемещения в РОЧ автоматически пересчитываются…